«ГЛАВНОЕ, ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ДЛЯ НАС ЗА ПОСЛЕДНИЕ 200 ЛЕТ, ЭТО ВОЗМОЖНОСТИ»

В сентябре исполнилось 200 лет со дня основания Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ), учрежденной указом императора Александра I для производства защищенных от подделок денежных знаков. В 1919 г. ЭЗГБ была переименована в «ГОЗНАК». А сегодня Акционерное общество «Гознак» – современная и динамично развивающаяся компания, успешно конкурирующая на российском и мировом рынках производителей защищенной продукции. По завершении юбилейных торжеств нашему корреспонденту удалось встретиться с генеральным директором предприятия Аркадием Трачуком и задать вопросы относительно достижений, перспективных направлений развития компании, а также всей отрасли НДО в глобальном контексте.

Корр.: Добрый день, Аркадий Владимирович! Совсем недавно Гознак отметил свой уже 200-летний юбилей. Причем работа предприятия, как писали в СМИ, за этот период не останавливалась ни на день. Однако за прошедшие два века мир вокруг, естественно, сильно изменился. Как в этой связи менялась специализация и сфера деловых интересов компании?

А.Т.: Действительно, за 200 лет многое изменилось, для компании – прежде всего существующие возможности. Начиналось все с решения «узкой» задачи производства банкнот на конкретном предприятии, где в то время были объединены все передовые технологии и лучшие специалисты. Ведь только так обеспечивается и качество производства, и необходимый уровень его безопасности. Таким был и остается главный посыл. Мы по-прежнему стараемся самостоятельно, как теперь говорят, «in-house», выполнять большую часть операций, тем самым обеспечивая необходимое качество на всех стадиях производства.

При этом наша деятельность стала гораздо более сложной, многогранной, отвечающей вызовам сегодняшнего дня. Мы расширяем специализацию, привлекая и осваивая новые технологии, которые определяют нынешнюю жизнь. В том числе – информационные; информационно-коммуникационные; технологии, связанные с современной организацией производства, его автоматизацией и роботизацией.

Компания становится все более сложной и с точки зрения наших традиционных продуктов (банкнот и идентификационных документов), и с точки зрения оказываемых услуг (а они находятся уже на стыке информационных и полиграфических), и с точки зрения внутренней организации. Однако нам удалось сохранить главный принцип, который всегда лежал в основе работы Гознака: мы обладаем всеми компетенциями для обеспечения необходимого уровня защищенности наших продуктов, все они создаются у нас на предприятии и нами же поддерживаются. В этом, на мой взгляд, наше конкурентное преимущество.

Корр.: Относительно недавно завершился процесс акционирования Гознака. Какие задачи были решены в результате этого непростого процесса с точки зрения повышения эффективности работы компании?

А.Т.: Прежде всего, решалась задача создания организационно-правовой формы, более понятной для наших контрагентов, в том числе и за рубежом. Это также добавило нам гибкости в принятии решений. Впрочем, не могу сказать, что у нас присутствовали заметные сложности в управлении Гознаком в статусе ФГУПа, но эта организационно-правовая форма накладывала ряд ограничений по распоряжению имуществом, а с точки зрения активности на рынках требовала дополнительных согласований.

По моему мнению, в данном случае совпали фундаментальные интересы государства, которое считает, что государственное унитарное предприятие в нашем случае – не лучшая организационно-правовая форма, и интересы Гознака – коммерческого предприятия, которому требовалось большей гибкости бизнеса. Я считаю, что акционирование пошло компании на пользу и с точки зрения системы управления, и с точки зрения коммерческих результатов на внешних рынках.

Корр.: А каковы основные экономические показатели деятельности предприятия за последние пять лет?

А.Т.: Ситуация с нашими показателями была примерно такой же, как и с показателями российской экономики. Мы в этом смысле являемся зависящей от макроэкономических процессов компанией. Растет российская экономика – и вместе с ней наш бизнес в части производства банкнот.

За последние несколько лет рост наблюдался не очень сильный, был даже период снижения. Но, тем не менее, компания сохраняла прибыльность все эти годы. По итогам 2017 г. объем выручки компании составил 38,8 млрд руб., а чистая прибыль составила 4,2 млрд руб., втрое больше, чем в 2016 г. Эти итоги 2017-го и ожидаемые результаты текущего года позволяют нам с оптимизмом смотреть в будущее.

В последнее время экономика несколько оживилась, стало больше заказов, плюс мы развили большую активность на экспортных рынках, на которых для нас за последние 10 лет произошло достаточно много изменений. Сегодня экспорт составляет порядка 20% нашего бизнеса, это его важная компонента.

Корр.: Какие виды продукции пользуются особым спросом за рубежом?

А.Т.: В первую очередь – это банкноты и банкнотная бумага. Доля монет несколько меньше, поскольку до недавнего времени присутствовали определенные ограничения по производству. Но сейчас мы их уже преодолели, завершив в прошлом году реконструкцию Московского монетного двора. Думаю, теперь будем уделять больше внимания экспорту циркуляционных монет.

Корр.: А насколько объем экспорта увеличился по сравнению с предыдущими годами?

А.Т.: Пять лет назад объемы были меньше в половину, а 10 лет назад – в три раза меньше. Это очень заметный рост – и количественный (по числу стран и изделий), и качественный. Вначале основная доля приходилась на банкнотную бумагу, а сейчас более 50% – на готовые банкноты и монеты.

Корр.: С чем вы связываете такое увеличение экспорта, с увеличением спроса?

А.Т.: В первую очередь – с грамотной работой наших специалистов на рынке, а также с предложением новых интересных продуктов и конкурентоспособных условий. Мы понимаем, что этот рынок ограничен по потенциалу роста, и все-таки видим для себя определенные возможности. Как я уже упомянул, мы относительно слабо представлены на рынке монет для обращения, но хотим активнее работать в этом направлении.

Корр.: Какие наиболее значимые проекты, реализованные Гознаком за последнее время, Вам хотелось бы отметить?

А.Т.: Главный результат этого года – открытие нового производства банкнотных и специальных бумаг на Краснокамской бумажной фабрике. Реализация проекта заняла около восьми лет, и на сегодняшний день этот производственный комплекс является одним из лучших в мире.

На фабрике осуществляется полный цикл выпуска банкнотной бумаги – от переработки хлопка до подготовки готовой бумаги к отправке на печатные фабрики. Производительность цеха – до 6,5 тыс. тонн защищенной бумаги в год.

Корр.: Чем планируется загружать новое производство? Отечественными или зарубежными заказами?

А.Т.: Главным образом оно ориентировано на внутренние потребности компании – для нас интереснее продавать готовые банкноты. Поставки банкнотной бумаги – это всетаки цель номер два. К тому же радикального увеличения объема не произойдет: мы планируем вывод устаревшего оборудования из эксплуатации. Поэтому общее увеличение производительности ожидается где-то на уровне 15–20%. Относительно немного, но зато экономика производственного процесса в корне улучшится – новый корпус, сконцентрированное производство, удобная логистика, вместо двух машин работает одна. Именно оптимизацию наших производственных мощностей мы и ставили основной целью проекта.

Корр.: В обращении недавно появились новые банкноты в 200 и 2000 руб. Помимо нового, современного художественного дизайна, в чем заключаются другие их качественные отличия от купюр, спроектированных ранее?

А.Т.: Главное качественное отличие банкноты 200 руб. – это бумага с синтетическим покрытием, которая, с нашей точки зрения, полностью соответствует критериям долговечной бумаги. Мы рассчитываем, что срок ее службы, по сравнению с другими купюрами низких номиналов, значительно увеличится. Лабораторные тесты показали, что «жизненный цикл» удлинится на 50–70%. Как это будет в реальной жизни, а не в лаборатории – посмотрим года через полтора-два. Такое синтетическое покрытие бумаги – наше ноу-хау, поэтому пока мы не публикуем ни состав, ни особенности технологии нанесения.

Что касается банкноты номиналом в 2000 руб. – все основные защитные признаки, примененные на ней, уже известны, но все они получили дополнительное прочтение. Это и водяной знак, в котором многотоновое изображение непосредственно совмещено с филигранью, и усовершенствованный элемент SPARK с эффектом «плавающего кольца», и новые решения в области традиционных признаков типа MVC, и множество скрытых защитных признаков. Это глубоко переработанная банкнота, защитный комплекс которой как минимум не хуже, чем у пятитысячной, а в чем-то даже лучше за счет более современных решений.

Кроме того, на банкнотах применены защитные нити с достаточно сложными голографическими эффектами, которые пока еще не имеют аналогов в мире. Визуальные эффекты этих нитей изменяются при наклоне, при покачивании, а также при взгляде на просвет.

С полным текстом интервью Вы можете ознакомиться на страницах журнала.

Архив статей