В Индии в разгаре потребительский бум, а параллельно растет и использование наличных денег. В период с апреля 2023 по март 2024 г. количество операций по снятию наличных в банкоматах значительно увеличилось, что показывает аналитический отчет CMS Info Systems, крупнейшей в стране компании по управлению денежными средствами. Предлагаем ознакомиться с его основными выводами.
Наличные деньги остаются главным платежным средством – и главным подарком – во время праздничных фестивалей, которые жители страны традиционно используют для активного шопинга. Несмотря на рост числа цифровых платежей, количество операций по снятию наличных в банкоматах выросло на 29% в течение недели празднования Дивали по сравнению с предыдущей неделей. Это превышает рост транзакций по системам UPI и IMPS (5%) и контрастирует с 4-процентным снижением транзакций по кредитным и дебетовым картам.
В отличие от западных стран, пандемия Covid-19 лишь усилила приверженность граждан Индии к наличным, поскольку люди стремились к надежности, которую дают лишь наличные. Кроме того, как и во многих других странах, наличные остаются предпочтительным средством сбережения для многих индийцев.
При этом популярность цифровых (и в первую очередь, мобильных) способов оплаты постоянно растет. В какой точке будет достигнут баланс – говорить пока рано, единственное, о чем можно сказать определенно, это о том, что индийцы стали гораздо больше тратить.
Попутный ветер для Индии
Индия находится на пороге огромных возможностей как для экономического прогресса, так и для улучшения общего благосостояния своих граждан. Индия, занимающая 5-е место в мире по размерам экономики, становится ведущей экономической державой благодаря своей устойчивости, инновационности и приверженности экономическим реформам. В последние годы экономика Индии стремительно развивалась, зафиксировав темпы роста на уровне 8,4% в I квартале 2024 г., при этом опережая многие крупные экономики, и ожидается, что этот темп сохранится в течение следующего десятилетия. Несмотря на наличие множества факторов, двумя неотъемлемыми компонентами, которые стали акселераторами экономического роста Индии, являются реформа экономики и рост потребления.
Неотъемлемая часть концепции экономического роста Индии – стимулирующие реформы, в том числе налоговые. Принимаемые государством меры сыграли важную роль в оптимизации бизнес-процессов и создании благоприятной среды для инвестиций и роста. Более того, демографический козырь Индии – молодое и динамичное население – служит катализатором производительности и инноваций. Это демографическое преимущество является хорошим предзнаменованием для устойчивого экономического роста, что делает Индию одним из ключевых игроков мировой экономики в ближайшие годы.
Ожидается, что к 2030 г. годовое внутреннее потребление, на которое сегодня приходится ~60% ВВП, вырастет до 4 трлн долларов США.
Этот рост потребления будет поддерживаться населением в 1,4 миллиарда человек, которое моложе, чем в любой другой крупной экономике. Видение будущего потребления в Индии основано на росте сегментов с доходами выше среднего и с высоким уровнем дохода, которые вырастут с 25% домохозяйств сегодня до 50% к 2030 г. Сбережения домашних хозяйств традиционно были высокими, поскольку бережливые и осторожные индийские семьи откладывали в среднем более пятой части своих доходов на черный день. Этот резерв обеспечивает поддержку расходов на внутреннее потребление даже в сложные периоды экономической активности.
Поскольку Индия продолжает развиваться и вносить свой вклад в глобальный прогресс, стремясь к 2027 г. занять 3-е место в мире по величине экономики, потребительский сектор оптимально способствует ее впечатляющему росту.
Цифровизация на марше
Цифровая трансформация и широкое проникновение Интернета сыграли важную роль в изменении потребительского ландшафта страны. Коснулось это и платежных технологий – например, система UPI (Унифицированный платежный интерфейс) стала привычной для большинства граждан страны. Системы мобильных платежей получили более широкое распространение за более короткое время, чем кредитные карты за последние два десятилетия. Несмотря на то, что цифровизация в Индии продвигается очень быстро, секрет стабильности финансовой системы страны – экосистема, органично объединяющая два ключевых компонента: наличные деньги и цифровые платежи.
В то время как UPI был запущен в 2016 г. для продвижения цифровых платежных операций, объем наличных денег в обращении (CiC) увеличился с 13,35 трлн рупий в 2017 финансовом году до 35 трлн в 2024 г., то есть более, чем втрое за 7 лет. Устойчивый рост CiC на 15% в годовом выражении (17-24 ФГ.) отражает высокие экономические показатели и сигнализирует о начале цикла экономического подъема.
Денежный индекс CMS (CCI) по сравнению с Сводный индекс менеджеров по закупкам HSBC в Индии (HSBC ICPMI)
CMS Cash Index™ (CCI) — это взвешенный индекс, состоящий из двух факторов: наличных денег, поступающих в обращение через банкоматы в качестве пополнения, и наличных денег, поступающих в розничные сети от потребителей, расплачивающихся за покупки. Сводный индекс деловой активности HSBC в Индии (HSBC ICPMI отражает динамику экономики через рост или сокращение экономической активности. CCI™ и индекс потребительских цен HSBC демонстрируют сильную корреляцию с апреля 2016 г., что указывает на тесную связь использования наличных с экономическим ростом и потреблением в стране.
За последние 8 лет CMS Cash Index™ (CCI) зарекомендовал себя как очень мощный индикатор для отслеживания торговых операций потребителей, на который также ссылались различные политики.
Для процветания экономики крайне важно, чтобы платежная экосистема позволяла осуществлять все виды транзакций. Наличные платежи являются незаменимым дополнением к мобильным, электронным и другим формам цифровых платежей. Этот баланс особенно важен для экономики, ориентированной на потребление, такой как Индия, где способность тратить влияет на общее состояние экономики.
Основные тенденции потребления в 2024 финансовом году
- Развлечения больше не являются «роскошью»
Была эпоха, когда все развлечения ограничивались воскресными походами в кинотеатр. Телевизоры тогда были не в каждом доме, и люди часто собирались у соседей, чтобы посмотреть фильм. Тратить деньги на развлечения в те времена было почти роскошью. Сейчас же Entertainment-индустрия переживает стремительную эволюцию и, в первую очередь, растет аудитория стриминговых платформ. Индийский сектор медиа и развлечений (M&E) вырос на 8% в 2023 г. и достиг 2,3 трлн долларов, при этом, по оценкам, к 2026 г. этот сектор вырастет еще на ~ 762 млрд долларов и достигнет 3,1 трлн долларов.
Рост в этом секторе подпитывается увеличением расходов, поскольку индийцы выделяют большую часть своих семейных бюджетов на развлечения, приобретя эту привычку во время пандемии COVID-19. Согласно анализу розничного потребления, средние расходы на развлечения выросли на 29,30% в 2024 финансовом году. Именно здесь в стране зафиксирован самый высокий годовой рост среди более чем 20 секторов потребления – за два года индийцы стали тратить на досуг почти вдвое больше! Кинотеатры по-прежнему являются основным источником развлекательного контента в Индии, нишевые OTT-платформы и стриминги являются новыми сегментами роста. Активно развиваются модели подписки, поскольку все большее число потребителей предпочитают подписываться на контент.
- Сокращается разрыв между городом и деревней
Снижение инфляции и рост потребительского спроса в сочетании с сокращением разрыва между городом и деревней способствуют росту производства товаров повседневного спроса и товаров длительного пользования. Впервые в 2023 г. разрыв в потреблении между городским и сельским рынками сократился: в сельских районах наблюдается похвальный рост на 5,8%, что вплотную приближается к темпам роста в городах, составляющим 6,8%.
Индийский рынок товаров повседневного спроса оценивался в 164 млрд долл. США в 2023 г. и, как ожидается, достигнет 1093 млрд. долларов США к 2032 г.. Этот сектор играет важнейшую роль в повышении экономической активности, поскольку в нем занято около 3 млн человек, что составляет примерно 5% от общего числа занятых на заводах Индии.
Увеличение потребительских расходов в 2024 финансовом году подтверждает тенденцию роста. Согласно данным CMS, средние расходы в секторе FMCG выросли на 16,76% в 2024 финансовом году при значительном восстановлении потребления после снижения на 21,94% в 2023 финансовом году. Кроме того, средние расходы на потребительские товары длительного пользования также увеличились: в 2024 г. они выросли на 3,74% после снижения расходов на 7,64% в 2023 г.
- Рост туристической индустрии
Увеличение числа молодых людей и рост доходов на душу населения способствуют развитию туристической индустрии в Индии, где индийцы отказываются от потребления товаров в пользу впечатлений, которые могут варьироваться от путешествий и досуга до изысканных блюд. Было замечено, что общая категория услуг выросла в 1,4 раза по сравнению с категорией товаров в потребительской корзине потребителя.
Кроме того, за период с 2018 по 2023 гг. среднегодовой рост категории товаров составил 8-9%, в то время как среднегодовой рост категории услуг за тот же период составил ~11-13%.
В рамках более крупного туристического эконом-сегмента значительные средства тратятся в авиационном и железнодорожном секторах. Средний годовой рост расходов в авиационном секторе в 2024 финансовом году замедлился и составил 6,36% по сравнению с ростом на 19,81% в годом ранее. За 2-летний период (с 2022 по 2024 финансовый год) средние расходы в этом секторе выросли на 27,42%. Увеличение объема авиаперевозок подтверждается резким ростом пассажиропотока в крупнейших аэропортах страны. С февраля 2023 г. объем пассажирских авиаперевозок в Индии неуклонно растет, достигнув пика в 33 миллиона пассажиров в декабре 2023 г.
В настоящее время в стране функционируют 148 аэропортов, что делает Индию третьим по величине рынком внутренних авиаперевозок в мире по количеству посадочных мест.
- Рост электронной коммерции
После резкого спада в 2023 г. электронная коммерция в настоящее время находится в режиме восстановления, а темпы падения замедляются. Все чаще потребители совершают покупки в Интернете, чтобы удовлетворить свои потребности в потреблении и образе жизни. Согласно оценкам, в период 2018-2028 гг. в объем розничной онлайн-торговли, как ожидается, вырастет на 20-25% и достигнет ~13 трлн долларов.
Тенденция оплачивать заказанные в Интернете товары при доставке (CoD) придает дополнительный импульс развитию электронной коммерции в Индии. Согласно отчету Frost & Sullivan, на наложенный платеж приходится почти 60% всех платежей в сфере электронной коммерции в Индии. Отдельное исследование, проведенное компанией Nielsen, показало, что платеж при доставке является предпочтительным способом оплаты для более чем 80% индийцев, а в сельской местности этот показатель достигает 90%.
Этот способ оплаты (предусматривающий как оплату картой, так и наличными) более распространен в небольших и средних городах, поскольку считается более безопасным и удобным. Кроме того, он также устраняет дефицит доверия к онлайн-транзакциям, с которым часто сталкиваются потребители.
В то время как расходы на сектор электронной коммерции сокращались, темпы снижения замедлялись. В 2023 финансовом году средние расходы снизились на 25,44%, в то время как в 2024-м они снизились на 14,61%, что свидетельствует о значительном восстановлении в секторе.
В средних и небольших городах расходы на онлайн-покупки резко выросли. В 2022 г. на эти города приходилось более 60% от общего объема заказов в сфере электронной коммерции, что превышает показатели городов первого уровня. В небольших городах объем заказов увеличился на 65%, в средних — на 50%, в то время как в мегаполисах (от 10 млн жителей) рост составил всего 10%
Более глубокое проникновение Интернета, более активное внедрение технологий и доступ к данным дали толчок развитию сегмента электронной коммерции. Стоимость мобильной передачи данных в Индии — одна из самых дешевых в мире. В связи с удешевлением услуги мобильной передачи данных в Индии в период 2016-2022 гг. потребление данных на одного пользователя в месяц увеличилось почти в 115 раз.
В 2924 финансовом году в 14 из 23 штатов и союзных территорий среднегодовой объем снятия наличных в банкоматах увеличился на 6,45% в годовом исчислении, а в 9 штатах и союзных территориях этот показатель снизился в среднем на 4,14% в годовом исчислении.
Побочный эффект потребления
Индия — огромная страна с разнообразным населением, которое делится по доходам, возможностям трудоустройства, образованию и культурному выбору. Индия также является страной, которая в настоящее время находится в движении: доходы на душу населения растут, городские, полусельские и сельские центры процветают, а потребление растет по всей стране.
Об этом свидетельствует рост среднемесячного объема снятия наличных в банкоматах на 5,51% (который используется в качестве показателя потребительских расходов), который увеличился до 1,43 крор в 24 финансовом году с 1,35 крор в 23 финансовом году.
В месячном исчислении средний объем снятия наличных в банкоматах в 2024 финансовом году был выше по сравнению с прошлым годом, при этом за 10 из 12 месяцев снятие наличных в банкоматах превысило среднемесячный показатель за 2023 финансовый год на 7,23%.
В то время как структура потребления в Индии меняется, о чем свидетельствуют тенденции в области расходов, мы также наблюдаем появление «горячих точек» потребления – регионов и штатов страны, которые лидируют в этом плане.
Потребление растет по всей стране, несмотря на то, что мегаполисы продолжают доминировать
Несмотря на то, что самые крупные агломерации по-прежнему вносят значительный вклад в потребительские расходы Индии, важно подчеркнуть, что больше тратить стали не только в городских, но и в сельских регионах. Увеличение потребления становится долгосрочной тенденцией, о чем также свидетельствует последнее исследование расходов домашних хозяйств (HCES) за 2022-23 гг., которое показало, что разрыв между потреблением в городах и сельской местности сокращается.
При этом количество операций по снятию наличных в банкоматах в городах-десятимиллионниках выросло на 37,49%, в то время как в сельской местности количество операций по снятию наличных в банкоматах увеличилось на 12,50%.
Следует признать, что, учитывая разнообразие и обширность Индийского субконтинента, как экономический рост, так и потребление вряд ли будут однородными по всей территории страны.
Неизбежно, в некоторых штатах будет наблюдаться резкий экономический рост и рост потребления, в то время как в других будут наблюдаться отставания в обоих направлениях. ВВП штата, уровень занятости и показатели внедрения цифровых технологий будут влиять на уровень потребления.
Данные CMS показывают, что по расходам на снятие наличных в банкоматах в Индии лидируют 2 северных штата, 2 Южных штата и 1 Восточный штат. Эир северные штаты Дели и Уттар-Прадеш, южные штаты Тамилнад и Карнатака и Восточный штат Западная Бенгалия
Подготовил Олег Овчинников