На конференции «Коммерсантъ» подвели итоги года для финансового рынка

Коммерсант пострелиз

В Москве состоялась ежегодная конференция Издательского дома «Коммерсантъ», посвященная итогам года для финансового рынка. Основными темами для дискуссии стали вызовы 2025 года, прошедшего под знаком санкций, ограничений и высокой ключевой ставки, а также поиск драйверов роста и новых стратегий развития в 2026 году.

На первой сессии эксперты банков обсудили трансформацию банковского сектора в уходящем году. Модератором сессии выступил старший вице-президент, руководитель блока розничного бизнеса ПСБ Алексей Щавелев. Открывая дискуссию, он охарактеризовал 2025 год как «идеальный шторм» для розничного кредитования из-за сокращения портфелей в условиях высокой ставки и ужесточения регулирования. При этом сильный рост пассивов заставил банки пересматривать свои стратегии. Ключевой управленческой задачей Алексей Щавелев назвал преодоление разрыва между приоритетами клиентов, которые ищут выгоду, и стратегиями банков, инвестирующих в клиентский опыт.

Представители крупных банков подробно рассказали о своей адаптации к новым реалиям:

Антон Анищенко, член правления, директор розничной дистрибуции Почта-Банка, отметил смену бизнес-модели с кредитоцентричной на привлечение клиентов через партнерство. Он подчеркнул, что в условиях жесткой конкуренции побеждает глубокая интеграция в экосистемы партнеров, а «живое общение» с сотрудником при интеграции ИИ становится новым «тяжелым люксом».

Николай Мельниченко, директор по развитию ежедневного банковского обслуживания ОТП-Банка, сообщил об успешной диверсификации и смещении баланса в сторону daily banking. Клиенты стали более осознанными, а главной целью на 2026 год он назвал улучшение решения клиентских запросов для построения долгосрочных отношений.

Антон Боганов, советник заместителя председателя правления РСХБ, рассказал о системном внедрении ИИ на единой платформе RAISA для персонализированного обслуживания. Банк использует ИИ как инструмент помощи программистам, советника по нормативно-правовой базе и в скоринговых моделях, не оставляя клиента один на один с технологией.

Илья Радаев, руководитель департамента клиентских впечатлений Совкомбанка, обратил внимание на возросшую ответственность клиентов. Главный запрос, по его наблюдениям, – живое общение с человеком, а ИИ должен высвобождать время сотрудников для сложных задач. Цель банка – создание «своего человека в банке» для каждого клиента.

Артем Зотов, вице-президент–начальник департамента инвестиционно-страховых продуктов Газпромбанка, рассказал о смещении акцента на трансакционные, сберегательные и инвестиционные продукты. Одним из ключевых инструментов стали фонды денежного рынка и продукты с фиксированной ставкой.

Источник: Коммерсантъ