БИТ АТТИНГЕР: «МЫ ХОТИМ ВИДЕТЬ БАНКНОТЫ КАК ФИЗИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ»

Какие меры следует предпринять, чтобы остановить процесс исчезновения наличных денег? Центральные банки каких стран рассматривают возможности внедрения цифровой валюты? Эти и многие другие вопросы, так или иначе связанные с оборотом наличных денег, обсуждались в рамках международной конференции World Banknote Summit, которая прошла 24-26 февраля с. г. в Праге. Организатор одного из ведущих мероприятий в валютной отрасли Бит Аттингер ответил на вопросы журнала «Банкноты стран мира».

Корр.: Как известно, существует целый ряд конференций для валютной отрасли (Currency Conference, Banknote, The Future of Cash, High Security Printing и др.). Какова ниша вашего мероприятия? Что делает WBS особенным?

Б.А.: Здесь есть несколько аспектов. Прежде всего,

речь идет о качественном контенте, который основывается, во-первых, на совместных исследованиях центральных банков и отрасли защищенной полиграфии.

Мы определяем соответствующую тему, над которой собираемся работать. Во-вторых, мы приглашаем спикеров как из нашего сообщества, так и тех, кто в него не входит. Все это для того, чтобы привнести свежий взгляд. В-третьих, мы предлагаем различные платформы для диалога, поскольку убеждены, что дискуссия —

это лучший способ учиться чему-то новому. Когда мы сравнили нашу конференцию с другими, выяснилось, что не все используют подобный формат мероприятий.

При этом мы заметили, что некоторые адаптировали концепции, которые мы представили. В ходе конференции все направлено на обсуждение и обучение. В этот процесс вовлечены небольшие группы.

Корр.: Пожалуйста, расскажите об этом подробнее.

Б.А.: Речь идет о чат-боксах и имммерсивных сессиях, на которых делегатам предоставляется возможность выбирать основное и нужное из различных опций. Чатбоксы работают параллельно, а это значит, что участники могут сфокусироваться на наиболее актуальных для себя проблемах. Имммерсивные сессии также проводятся параллельно. Гости и в этом случае могут выбрать

интересующую их тему. Получается, они могут самостоятельно сформировать повестку дня.

Когда мы смотрели, как организованы другие мероприятия, стало понятно, что они работают в рамках общей для всех программы. А мы хотели создать программу для каждого.

Корр.: Повторение одних и тех же чат-боксов в разное время — это хорошая идея, поскольку она определенно дает возможность погрузиться в различные темы. Например, для меня это оказалось очень полезным, но давайте перейдем к следующему вопросу. Смещался ли фокус в выборе ключевых тем саммита. Если да, то в каком направлении?

Б.А.: Да, некоторое смещение произошло. Ключевая повестка, которая остается неизменной, разделяется на две части. Во-первых, мы хотим видеть банкноты как физический объект. Они нам интересны как материальный продукт. Все, что относится к спецификации, производству банкнот, а также все, что связано с управлением денежным оборотом. Во-вторых, очень важен взгляд на купюру как на платежное средство. Какова роль банкнот сегодня, какова их роль в будущем? Ради обсуждения перспектив мы и приглашаем специалистов, которые занимаются, например, биткойнами. Они объясняют нам свою позицию. Они делятся своими представлениями о том, каким образом будут осуществляться платежи через пять лет. Отрасль защищенной полиграфии может задуматься над сценарием и лучше подготовиться. Я всем сердцем переживаю за будущее банкнот, но при этом мы должны понимать, в какую сторону будут развиваться тренды, и действовать соответственно.

Корр.: Есть ли вопросы, которые в настоящее время особенно сильно волнуют банкнотное сообщество ?

Б.А.: Горячая тема сейчас — это цифровая валюта центральных банков (CBDC). Мы вкратце коснулись этой темы на прошлой конференции, но сейчас она становится крайне популярной. Несколько центральных банков — Национальный банк Швейцарии, Банк Англии, Центральный банк Швеции — недавно объявили о том, что создается рабочая группа, которая будет изучать возможности внедрения цифровой валюты. Сейчас эта тема действительно стала очень насущной.

Корр.: Как вы считаете, каковы сегодня наиболее серьезные вызовы для банкнотной индустрии?

Б.А.: Самый большой вызов — это переизбыток производственных мощностей. Также существует неопределенность на предмет будущего банкнот. Однако, как мы увидели здесь на презентациях, есть и позитивные тренды. Скажем, Чешский национальный банк чувствует себя в этом отношении очень уверенно. С другой стороны, мы уже слышали о перспективах развития новых платежных сервисов на основе наличных от представителей двух национальных розничных сетей из Норвегии и Чешской Республики. Какой результат нас ждет через три года, через пять лет усиленной работы? Все это для нас является вызовом. Что, в конечном счете, будет с банкнотами?

Корр.: Одним из главных элементов в системе НДО

(наряду с регуляторами, типографиями, CIT, ритейлом) являются коммерческие банки. Однако докладов от представителей этого сегмента рынка в этом году не наблюдается. С чем это связано?

Б.А.: Дело в том, что для многих коммерческих банков

банкноты больше не являются бизнесом. Они пытаются отказаться от наличных денег, отойти от них, сократить расходы. Коммерческие банки не проявляют должной

ответственности в деле поддержки сети дистрибуции банкнот. Банки, сокращая расходы, отказываются от банкоматов. С другой стороны, у нас была интересная презентация неплохой альтернативы от Barzahlen, которая поддерживает ценность наличных денег как платежного средства. Некоторые страны, где наличные деньги становятся действительно нишевым продуктом, обеспокоены, как сохранить их общедоступность. Если не розничные банки, то кто будет обеспечивать дистрибуцию наличных денег?

Корр.: Каким темам – наряду с CBDC — в программе форума, в чат-боксах уделяется особое внимание? Почему вы сочли необходимым поднять их в рамках банкнотного саммита?

Б.А.: Есть одно направление, которое становится все более и более популярным — аналитика данных. Я имею в виду считывание серийных номеров. Мы видели на сегодняшней конференции, что центральные банки еще до недавних пор были настроены довольно скептически по поводу применения технологии чтения номеров, а сейчас они запустили целый проект по изучению

и исследованию их возможностей, рисков. Это направление определенно будет развиваться и станет заметным трендом.

Корр.: Есть ли уже отклики, какая-то реакция со стороны делегатов на те новые инновационные форматы, которые вы предложили участникам дискуссий в этом году?

Б.А.: Да. Очень позитивной оказалась реакция на семинар для государственных типографий. Мы хотим расширить это направление. Так же и в отношении чат-боксов, отклики были положительными. Делегаты заявили, что им нравится вести дискуссии в небольшой группе, чтобы иметь возможность выбора презентации или темы.

Корр.: Как бы вы определили в среднесрочной перспективе вектор развития банкнотной индустрии в условиях сокращения использования наличности?

Б.А.: Это очень сложный вопрос. У меня нет шара, который предсказывает будущее. Я думаю, что среда будет очень конкурентной. Настанет довольно жесткая пора для всей банкнотной индустрии. Вероятно, центральные банки должны будут подумать над своим подходом. Для заключения контрактов на производство банкнот по самым дешевым предложениям, необходима заинтересованность в наличии нескольких поставщиков.

Корр.: Разрешите Вас поблагодарить за содержательную беседу и пожелать дальнейших успехов World Banknote Summit в будущем!

Корреспондент: Сергей Ткаченко

Архив статей