В сентябре «Ростелеком» совместно с компанией Pay2Me представил пилотный проект отечественного защищенного платежного терминала на базе ОС «Аврора». Во время «Финополиса» мы поговорили с Дмитрием РЕЙДМАНОМ, директором по развитию цифрового бизнеса «Ростелекома», и задали ему несколько вопросов о планах телеком-гиганта относительно платежной индустрии.
Дмитрий, ваш продукт предлагается как замена для большинства терминалов, которые сейчас работают на Android и других зарубежных операционных системах. А какие еще аргументы, помимо того, что это отечественная ОС, вы бы приводили ритейлерам и банкам, чтобы они становились вашими клиентами?
Первое и главное – мы предлагаем конкурентоспособный продукт, который учитывает особенности российского рынка. По своим технологическим, коммерческим и потребительским свойствам он не просто соответствует иностранным аналогам, но и превосходит их по ряду позиций – по пользовательскому пути, по дизайну, по скорости работы, по износоустойчивости, отказоустойчивости – это подтверждают конкретные физические и технические параметры.
Создание такого продукта – во многом соревнование инженеров, которые проектируют устройства. У нас получились очень приятные эргономичные терминалы, которые подходят под различные сценарии в розничной торговле, ресторанах, отелях – везде, где требуется прием платежей.
Второе – «Аврора» интегрирована с отечественными биометрическими сервисами, которые обладают всеми необходимыми лицензиями. Наша страна – в числе мировых лидеров в плане использования биометрических технологий. Различные сценарии оплаты с использованием биометрии планируется реализовать на не слишком большом количестве устройств. Терминалы на операционной системе «Аврора» будут максимально соответствовать требованиям информационной безопасности, которые предъявляются к такого рода решениям.
И третье – мы находимся в постоянном диалоге с участниками рынка, с банками, возможно, с Банком России. Для того, чтобы простимулировать банки интенсивно переходить на подобного рода устройства, потребуются какие-то решения, которые позволят оправдать экономику такого перехода.
Что вы имеете в виду?
Дело в том, что устройства обычно служат 3–4 года. Для того чтобы очень быстро их заменить, нужна какая-то финансовая стимуляция – может быть, более низкие тарифы, может быть, какие-то еще меры, которые мы будем вырабатывать в диалоге с участниками рынка для ускоренного распространения этих устройств.
Интеграция возможности оплаты с помощью QR-кода, с помощью различных Pay-сервисов, возможность осуществления оплаты через китайские платежные системы, китайскими картами, возможность реализации сценариев, когда терминал не только списывает деньги с карточки, но и может зачислять деньги на карточку, интеграция с онлайн-кассами и т. д. Такая гибкость и большое количество сценариев тоже могут быть хорошим конкурентным преимуществом.
Мы очень хорошо чувствуем рынок, у нас хороший контакт со всеми участниками. Регулярно проводим клиентские исследования, для того чтобы выявлять потребности и адаптировать устройства под них.
Можете привести пример расширенного функционала по сценариям, которые редко поддерживаются другими терминалами?
Самое главное – это количество и качество сценариев. Иметь возможность заплатить картой, заплатить телефоном, заплатить, одновременно списав баллы со своей программы лояльности – мерчанта или той, в которой участвуешь ты сам, или программы лояльности банка. Это один из самых сложных сценариев – учет различных программ лояльности банков и мерчантов.
Потом – оплатить, используя так называемые pay-сервисы: «Яндекс.Пэй», WB Pay, Ali Pay, другие китайские pay-системы. Не так уж много терминалов поддерживают эти сценарии.
Дальше – оплата с помощью биометрии: с помощью лица, с помощью ладони, звука; оплата с помощью bluetooth. Сейчас тестируются сценарии оплаты голосом и рисунком вен.
Важно, чтобы наше решение могло очень быстро реагировать на появление новых технологий. Чтобы мы могли быстро обкатывать сценарии, проверять гипотезы, и те из них, которые находят отклик у клиентов, у партнеров, быстро интегрировать в продукт.
С точки зрения информационной безопасности: терминал уже прошел сертификацию по требованиям ФСБ и Банка России?
Разумеется, все юридические процедуры пройдены. На нашем стенде можно уже что-то купить с помощью нашего терминала. Устройство сделано в партнерстве с очень мощной процессинговой платежной компанией и с самой «Авророй», которая очень хорошо понимает необходимость соответствия всем требованиям безопасности.
Вы говорили про тарифы на обслуживание. А стоимость нового терминала можете раскрыть?
Модельный ряд наших терминалов очень большой. Терминалы в киоске, терминалы для вендинга, для торговых автоматов, для отелей – они все отличаются. В зависимости от функций они могут включать в себя еще и онлайн- кассу, встроенные решения – такие, как marketplace-сервисы для предпринимателей, для мерчантов. Все это влияет на стоимость. Цены вполне сопоставимы с присутствующими на рынке аналогами.
У вас есть какие-то планируемые объемы выпуска устройств в этом и следующем году? Судя по вашим анонсам, вы планируете заместить порядка нескольких миллионов терминалов в обозримой перспективе. Используемые вами производственные мощности позволяют ставить такие амбициозные цели?
В России, по разным оценкам, около пяти миллионов терминалов. Их регулярно заменяют, потому что со временем выходят более современные устройства. По моей оценке, ежегодно не меньше миллиона новых терминалов закупается банками и мерчантами.
Мы хотим быть лидерами на этом рынке. Это означает занять заметную его долю. Какую-то точную цифру я бы сейчас не стал называть, но речь идет о десятках процентов.
Банкам не потребуется доработка своих систем для интеграции с вашим решением?
Нет, не потребуется. Мы предлагаем не просто аппарат с операционной системой, но и процессинг, и систему управления парком терминалов, которая позволяет манипулировать конфигурацией, передачей ключей.
Мы планируем предоставлять полный сервис: услуги установки, подключения и поддержки. Наш конечный продукт – не продажа оборудования, а сервис, это органично для бизнеса нашей компании.
Как распределяются роли между «Ростелекомом» и партнерами по проекту? Кто отвечает за производство, техподдержку? Кто – за продвижение?
На данном этапе «Аврора» в первую очередь отвечает за операционную систему, периферию, создание качественного продукта. А за отношения с клиентами, функционирование платежной математики отвечает Pay2Me.
Будет ли использоваться инфраструктура «Ростелекома» в этом проекте?
Безусловно, да. Для того чтобы терминал работал, нужен либо Wi-Fi, либо подключение через сим-карту, либо обычное проводное подключение. Мы будем предоставлять свои решения партнерам вместе с этим устройством.
Вы рассматриваете этот проект как инструмент для продвижения своих телекоммуникационных сервисов?
Вы абсолютно правы: это инструмент продвижения, комплементарный, дополнительный сервис. У клиента будет выбор. Он сможет воспользоваться любой удобной для него инфраструктурой. Ограничивать мы его не будем, но предлагать дополнительные сервисы, которые могут быть предоставлены вокруг этого устройства, безусловно, намерены. И услуги связи от «Ростелекома» в это предложение однозначно будут входить.

