Елена Чигиринская: «Мы – одни из новаторов в сфере НДО»

ЧигиринскаяМы продолжаем серию интервью с представителями банков – экспертами в сфере наличного денежного обращения (НДО). В этом номере на вопросы нашего издания ответит Елена Чигиринская — начальник управления кассовых сервисов департамента операционной поддержки бизнеса, вице-президент ВТБ. 

ВТБ является одним из системообразующих банков РФ. Какую роль банк играет в НДО страны?  

ВТБ занимает второе место по обороту наличных в России и, что вполне логично, оказывает влияние на развитие отрасли НДО в целом. На сегодняшний день работа с наличными и кассовое обслуживание клиентов осуществляются во всех регионах присутствия банка — от Калининграда до Камчатки. Мы осознаем свою ответственность и прилагаем все усилия для внедрения передовых, инновационных технологий, повышая эффективность процессов и находя новые пути оптимизации расходов. Банк уже провел огромную работу в этом направлении, и сегодня у нас есть возможность развивать технологии внутри банка и задавать тренды.

Мы уже рассказывали о комплексе мероприятий, направленных на оптимизацию НДО в ВТБ: тиражировании поточной технологии и роботизации обработки наличных, внедрении малой автоматизации в региональной сети. Помимо этого, продолжается совершенствование собственной разработки бэк-офисной системы для кассовых центров.

Мы охотно делимся с аудиторией нашими наработками, способствуя общему развитию отрасли, и не планируем останавливаться на достигнутом.

Проведенный бенчмаркинг уже сейчас свидетельствует о высоком уровне эффективности функции НДО ВТБ: стоимость организации денежного обращения на 1 000 рублей оборота наличности в кассах банка лучше среднерыночной практики на 16%.

В будущем мы планируем за счет укрупнения кассовой инфраструктуры, активного тиражирования технологии Recycling, роботизации и автоматизации в региональной сети сохранять лидирующие позиции на рынке.

Учитывая всё вышеперечисленное, можно смело сказать, что являемся одними из новаторов в сфере НДО. 

Вот Вы сказали про роботизацию, нам известно, что в 2020 году банк запустил роботизированную линию обработки наличных. Как вы оцениваете перспективы широкого применения робототехники в этой сфере и в ВТБ в частности? 

Данная технология уже реализована в одном из московских кассовых центров федерального значения и хорошо себя зарекомендовала: себестоимость пересчета снизилась почти в два раза при существенном повышении производительности.

Тем не менее, мы понимаем, что внедрение высокотехнологичного процесса требует инвестиций и стабильных входящих потоков для быстрой окупаемости. Поэтому мы работаем над наращиванием входящего объема региональных кассовых центров за счет их укрупнения, внедрения новых продуктов и реверсного аутсорсинга. Параллельно ведется подготовка внедрения проекта в региональной сети.

Дальнейшее масштабирование позволит нам достигнуть здорового баланса для внутренних и внешних потребителей.

Нет ли опасений, что роботизация приведет к сокращению количества рабочих мест?

Опасения беспочвенны. Мы движемся в сторону технологичности процесса и повышения производительности труда, а вместе с нами развивается наш персонал. Налицо рост компетенции.

Банк заинтересован в сохранении кадров и их адаптации на других участках работы. Для этих целей мы разработали цикл программ обучения, который нацелен на совершенствование навыков и универсализацию кассовых работников по всему периметру операционной функции. 

Традиционно большое внимание уделяется кассовым сервисам. А что можете сказать о службе инкассации банка?  

Инкассация ВТБ — это высококвалифицированное подразделение, которое применяет в своей работе последние технологические достижения, начиная от современных гаджетов, спецконтейнеров, до специализированного програмного обеспечения, смело идя в цифровое будущее, постоянно меняясь под запросы бизнеса и повышая свою эффективность. Это одна из наиболее успешных инкассаторских служб отрасли, которая готова предложить рынку высокое качество, адекватные тарифы, надежность и безопасность вверенных ценностей.

Отдельно хочу остановиться на внедрении в инкассации принципов ESG. На фоне глобальных изменений климата, а также усиления значимости социально ответственного подхода к ведению бизнеса данный вопрос становится все более актуальным во всех сферах банковской деятельности.

В рамках ответственного отношения к окружающей среде (Е-фактор) проведена оптимизация логистики маршрутов, используются спецавтомобили не ниже класса Евро-5, что позволило не только уменьшить вредные выбросы в атмосферу, но и существенно сократить издержки на ГСМ и снизить себестоимость услуг.

Банк осознает свою социальную ответственность перед сотрудниками (S-фактор): все инкассаторы имеют полный социальный пакет, включающий медицинскую и иные страховки, носят профессиональную экипировку, обеспечены средствами индивидуальной защиты. 

Могли бы Вы рассказать, какие еще ESG-практики внедряются в банке и затрагивают область НДО?  

Прежде всего, это безбумажный документооборот. В рамках технологической трансформации и реализации принципов ESG мы уже перевели внутрибанковский документооборот по линии НДО в электронный вид. Сейчас внимание сфокусировано на максимальный перевод в цифру документов, которые формируются при взаимодействии с клиентами банка.

Реализация электронного документооборота и отказ от бумаги позволят нам сохранить природные богатства для будущих поколений, стать быстрее в реализации продукта и, конечно же, удобнее для клиента.

Сегодня как никогда актуально стремление к снижению стоимости функции. Что еще предпринимает банк в рамках оптимизации НДО?

Текущие рыночные предпосылки говорят о неминуемой трансформации налично-денежного обращения банка и поиска новых решений. Кроме традиционных автоматизации и роботизации процессов, которые уже показали свою эффективность, мы движемся в сторону пересмотра устоявшихся подходов, к примеру, таких, как определение лимита максимальных остатков денежной наличности в кассе.

Аналитики ВТБ определили оптимальное соотношение лимита кассы и затрат на поддержание уровня данных лимитов в утвержденных параметрах процессно-стоимостной модели. Используя принципиально новый подход, удалось существенно сократить совокупные расходы банка. Но эта история успеха засуживает более детального рассмотрения и отдельной встречи.

За последние годы Банк России существенно пересмотрел требования в области НДО. Одним из ключевых решений является допуск кредитных организаций к работе с наличными деньгами, принадлежащими Банку России. Нужно ли, на Ваш взгляд, передавать часть функций РКЦ кредитным организациям?

ВТБ поддерживает инициативу Банка России, цель которого снижение трудозатрат и издержек, как кредитных организаций, так и самого регулятора. Новый подход позволит повысить стабильность и доступность обеспечения оборота наличными деньгами, а также  устойчивость денежного обращения к колебаниям спроса на наличные.

В этом году ВТБ приступил к исполнению функции РКЦ Банка России в части обеспечения наличными деньгами. Это существенно оптимизирует логистику наличных денег ВТБ, затраты на их перевозку и фондирование.

Следующий этап – обеспечение наличными деньгами Банка России других кредитных организаций региона и масштабирование услуги по стране.

Сегодня как никогда важно обеспечить доступность наличных для населения через отделения кредитных организаций и банкоматы. Как Вы оцениваете российский рынок производителей банкоматов? Какой функционал устройств самообслуживания, на Ваш взгляд, будет выходить на первый план в ближайшие годы?

Оценку рынку специализированного банковского оборудования, в т. ч. и банкоматов в первую очередь должны давать производители.

В свою очередь хочу заметить, что в условиях внешних и внутренних вызовов идет адаптация производства и потребления. Эта тенденция не прошла мимо производителей специализированного банковского оборудования.

Российский рынок банкоматов, программного обеспечения для них и соответствующих сервисов находится на этапе активного формирования. С учетом вектора на развитие внутреннего продукта можно спрогнозировать, что предложений на рынке в ближайшее время будет появляться все больше и больше. Основной функционал по внесению и снятию средств сохранит лидирующие позиции, но при этом мы видим устойчивый тренд на расширения дистанционных каналов как для юридических, так и для физических лиц.

 В преддверии нового года, что хотите пожелать нашим читателям?

С искренним уважением, от всего сердца поздравляю с наступающим Новым годом и Рождеством! Позвольте всей душой пожелать вам чудесных, радостных и незабываемых праздников, плавно переходящих в не менее яркие, наполненные успехом и победными решениями, будни!

Архив статей