Михаил Белоусов: «Наш козыри – скорость и работа на большие расстояния»

С генеральным директором компании «Велес Экспресс» Михаилом БЕЛОУСОВЫМ мы говорили о том, какие изменения произошли в отрасли за последние годы, какие преимущества есть у небольшой компании, оказывающей услуги инкассации, перед лидерами рынка и почему наличным расчетам в России ничего не угрожает.

Корр.: Михаил, у вас значительный опыт работы в отрасли. Как она изменилась за последние 10 лет? Какие проблемы исчезли? Какие появились новые?

МБ: Можно сказать, что отрасль за это время полностью изменилась. Если раньше шел постоянный рост числа участников рынка инкассации, то в последнее десятилетие произошло сокращение примерно на 60 процентов, если не больше. Давайте возьмем столичный регион – здесь активно работают Сбер, РОСИНКАС, ИНКАХРАН, ФГУП ГЦСС. Дальше идут «Велес Экспресс», Brinks, ТКБ Банк примерно в равных долях: у них сильнее покрытие в регионах, у нас – в Москве. На этом практически все. А еще несколько лет назад мы бы с вами перечисляли полсотни банков с собственными службами инкассации.

Таким образом, первый итог – на рынке стало меньше конкуренции. Появилась возможность привести стоимость услуги в соответствие с реальностью. Еще одно важное изменение – услуги инкассации доступны теперь и физическим лицам. Достаточно посмотреть хроники происшествий: если раньше мы все время встречали сообщения о нападениях на людей, которые ехали заключать сделку по покупке недвижимости или другой крупной собственности, то сейчас количество таких преступлений значительно уменьшилось. Причина в том, что физлица могут заказать выезд инкассаторов к себе домой, в офис или даже в другой регион (у нас был случай, когда клиент попросил доставить крупную сумму с Камчатки). Лидером в сегменте обслуживания физических лиц стал банк «Тинькофф», эта услуга интегрирована в стандартное банковское приложение, за счет чего достигается высокая скорость обслуживания.

Разумеется, проблем тоже стало больше. Основные – это сложности с поставкой запчастей, автомобилей под бронировку, рост стоимости технического обслуживания, страхования, ГСМ… В столичном регионе весьма чувствительные для нашего бюджета расходы мы несем на оплату парковок и платных дорог. С профессиональной подготовкой кадров ситуация значительно улучшилась, а вот частных охранных предприятий, готовых работать с оружием, стало значительно меньше – во многом из-за сложностей с лицензированием. Поэтому на тендерах мы вынуждены выбирать из двух-трех предложений, что также сказывается на себестоимости. Услуги ЧОП обходятся теперь примерно вдвое дороже.

Корр.: Насколько критичен для ваших клиентов рост цен на услуги инкассации?

МБ: В этом году мы провели две индексации. Первая была связана с февральскими событиями. Тогда стало понятно, что нам необходимо быть готовыми к ситуациям десятикратного роста спроса на наличные – готовыми в первую очередь с точки зрения человеческих и транспортных ресурсов. Мы ввели абонентскую плату за услуги – 1000 рублей за заезд, но не менее 5000 рублей в месяц; в среднем наши цены выросли процентов на 20. Клиентов мы предупредили заранее, надо сказать, все они отнеслись с пониманием. Второй раз наши цены повысились в октябре: это было связано с переходом нашей компании на общую систему налогообложения. Раньше мы были на «упрощенке», но компания развивается, так что превысила лимит УСН по выручке – и мы были вынуждены добавить к цене наших услуг НДС. Здесь разницу почувствовали как раз небольшие компании, которые тоже находились на УСН, но никто – и это для нас очень важно! – не отказался от сотрудничества.

Корр.: Вы упомянули абонентскую плату в 5000 рублей – выгодно ли такой, можно сказать, «бутиковой» компании с относительно небольшими оборотами работать с мелкими клиентами? Сейчас вызвать курьера в Москве через «Яндекс.Такси» стоит не сильно дешевле, чем цена одного заезда вашего бронеавтомобиля с инкассаторами… И – с другой стороны – что вы можете предложить клиентам, чтобы они предпочли вашу компанию гигантам?

МБ: Сравнивать с курьерами «Яндекса» нас все же некорректно: они каждый раз едут от точки до точки, а мы тщательно выстраиваем логистику наших маршрутов, что, собственно, и позволяет зарабатывать даже при абонентской плате в 5000 рублей. Курьер делает 5–6 заездов в день, а наши инкассаторы – 50–60. Но вы правы в том, что бизнес действительно низкомаржинальный, и вряд ли случится что-то такое, что изменит эту ситуацию.

Что касается наших преимуществ, то это как раз не цена услуг – в этом плане мы точно не самая дешевая компания. Что нас выделяет – это скорость и внимание к потребностям клиента. Стоит ему позвонить или отправить текстовое сообщение – запрос тут же будет отработан, в идеальном случае мы будем на месте уже через 20 минут. Запросы бывают самые разные: например, забился АДМ, попала помятая купюра, нужно разгрузить и восстановить работоспособность. Ни одна другая компания такую скорость обслуживания предложить в принципе не может. Там все устроено по процедурам и протоколам: не успел клиент сообщить о проблеме до 15:00, значит, его заявка будет обработана на следующий день. Наши конкуренты – большие мощные ледоколы, им сложно развернуться на месте за считанные минуты, а наш мобильный катер срывается с места и глиссирует решать проблему. Не все клиенты могут ждать, для многих стабильность их бизнеса зависит и от таких вещей, как четкая оперативная инкассация. Таким образом, мы можем вывести работоспособность устройств самообслуживания на 98,7%. Да, с нами вряд ли будут работать огромные торговые сети, такие как у X5 Group, потому что им нужно дешево и системно. Но компании, для которых принципиально важна быстрая оборачиваемость выручки – сегодня сдали наличные и сегодня же они зачислены на счет, причем инкассация может проводиться и дважды в сутки – идут к нам. Не все они, кстати, могут поставить у себя АДМ: есть бизнесы, где высока доля ветхих купюр или курьеры не очень бережно относятся к банкнотам, приходится обрабатывать в банке вручную…

Еще одно наше важное преимущество: мы работаем на большие расстояния. Нужно обслуживать клиентов, находящихся в Ярославле из Москвы – нет проблем. Допустим, у банка есть банкомат в Тверской области, на каком-то крупном предприятии. Им удобно, чтобы подкрепление формировалось в кассовом центре в Москве и обслуживание этого банкомата тоже шло из Москвы. Крупные инкассаторские компании так не смогут: у них есть в Твери свое отделение, оно работает по области, большое транспортное плечо до Москвы им просто невыгодно. Получается, этот банк должен работать c другим крупным банком по кассовому обслуживанию, платить еще и за эту услугу, и отдельно за инкассацию. А если речь идет не о рублях, а о валюте?.. В таких случаях обычно и обращаются к нам.

Корр.: Как сейчас решается давняя проблема с разменом и монетой в регионах?

МБ: Ситуация в лучшую сторону не меняется, банки и ретейл остро нуждаются в размене. Крупные банки регулярно заказывают нам доставку монеты из регионов, где она аккумулируется (в основном, Москва) и поставляют ее ретейлерам. У нас есть специализированный транспорт разной тоннажности, упаковка, поэтому мы регулярно перевозим монету по всем регионам России.

Корр.: Как уже не раз упомянутые вами АДМ меняют суть ваших услуг, суть инкассационной отрасли в целом?

МБ: Я был в числе первых, кто начал писать в центральный банк письма с просьбой поддержать развитие самоинкассации через АДМ. Для ретейлеров это чрезвычайно удобный сервис: деньги сразу переходят из ответственности магазина под ответственность банка. Обслуживание АДМ несложное: поменять мешок или кассету – и все. Думаю, что за этим форматом будущее. Сейчас я активно ищу партнеров, которые готовы устанавливать такие машины, и готов обеспечивать сервисную поддержку как с точки зрения инкассации, так и техническую: ремонт, обновление прошивок и т.д. Важно, чтобы было единообразие – и в процессе, и в обслуживании.

Есть идея создания мобильного приложения для работы с АДМ. Процесс в этом случае будет выглядеть так: инкассатор приезжает на точку, чекинится и запрашивает электронные ключи к кодовому замку (я против физических ключей, они резко ограничивают мобильность и создают логистические проблемы). Дальше он меняет кассету, фиксирует это на фото/видео, проверяет техническую работоспособность устройства (состояние аккумулятора, валидатора и т. д.) – если есть проблемы, оставляет заявку на оперативный ремонт или производит ремонт самостоятельно. Один сотрудник сможет за сутки отработать те же 50 АДМ. Пока этот сервис существует только у меня в голове, но если найдется заинтересованный партнер, я тут же готов стартовать.

Корр.: Уход западных компаний с российского рынка на работе АДМ не должен сказаться?

МБ: Нет, ведь европейского оборудования здесь, можно считать, нет – в основном, российское и китайское. Возможно, работать с Китаем станет немного дороже, но в сравнении с тем, что сейчас происходит с банкоматами, никаких проблем нет. Дело в том, что активное развитие АДМ началось уже после 2014 г., часть санкций уже действовала, поэтому на Запад никто из участников рынка, к счастью, не ориентировался.

Корр.: Сейчас некоторые крупные ретейлеры говорят, что если в какой-то момент стоимость обслуживания наличных для них будет выше, чем затраты на работу с безналом, они будут стимулировать клиентов использовать цифровые платежи. Не боитесь?

МБ: Не боюсь, конечно. Смотрите: когда карточная транзакция обходилась в 1,5–1,8% от суммы, а инкассация даже под комплекс, с зачислением в сторонний банк, стоила ретейлу 0,35%, почему-то никто из них не говорил, что будет стимулировать оплату наличными. Наоборот, активно ставили POS-терминалы и двигались в сторону цифры. Не ретейл определяет способ платежа, а покупатель. Если покупателю удобно платить с помощью смартфона, он потратит больше именно с помощью смартфона. Удобнее платить наличными – будет тратить наличные. Ретейл всегда вынужден следовать за клиентом. В сети «Связной», допустим, значительную долю оборота занимают денежные переводы в страны СНГ. Вы думаете, они готовы будут отказаться от приема наличных? Нет, конечно.

Ну и сколько бы мы ни поднимали цены на свои услуги, а банки ни опускали комиссии на эквайринг, оплата картами всегда обойдется дороже.

Я вижу значительную перспективу, в том числе, в работе с физическими лицами, о которой говорил в начале. У людей есть наличные, с их помощью продолжат совершаться сделки, следовательно, нужно их безопасно перевозить. Вы же понимаете, как рискованно везти на метро сумму, которая нужна для оплаты квартиры.

Еще один важный аспект – на смену наличным долларам и евро в России приходят наличные валюты дружественных государств. Их нужно как-то доставлять в страну и перевозить по ней. В новых валютах – тех же юанях – возникнет потребность и у юридических, и у физических лиц.

Корр.: Какие перспективы вы видите для российских участников рынка?

МБ: Надо понимать, что сейчас часть участников рынка находится не в очень хорошем положении, поэтому я, разумеется, не исключаю дальнейших слияний, поглощений или ухода с рынка компаний, находящихся на грани выживания. В свое время, если вы помните, компания «ФИНЧЕР» обещала завоевать рынок, в том числе с помощью демпинга, – но в прошлом году мы увидели, чем это закончилось. Подобные истории будут повторяться. С другой стороны, в раздел рынка между двумя-тремя крупными игроками тоже не верю.

Корр.: То есть в будущем наличных денег в России у вас сомнений нет?

МБ: Все понимают, что мы никуда от них не уйдем. Как минимум потому, что государство не заинтересовано в отказе от наличных. При запуске Национальной платежной системы была возможность активно простимулировать тотальный переход в безнал, сделав ее бесплатной для всех участников рынка. Но этого не случилось. В том числе и по той причине, что у потребителей должен быть максимально широкий выбор способов платежа. И карты, и СБП с QR-кодами, и переводы, и цифровой рубль, и, разумеется, наличные. Россия научена опытом различных кризисов, мы успешно их преодолеваем именно за счет того, что никогда не исключаем никакие варианты развития ситуации. Преодолеем и сейчас.

Беседовал Олег Овчинников

Архив статей