40% пользователей Apple Pay в России вернулись к наличным

Pic zamena(1)В качестве альтернативы переставшим работать в России сервисам бесконтактной оплаты владельцы смартфонов чаще всего используют банковские карты. При этом само наличие возможности бесконтактной оплаты с помощью мобильных устройств важно для половины россиян. Это показывают результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в апреле 2022 г.

Всего эксперты опросили 1600 человек 18 лет и старше в 53 регионах России. Такая выборка построена на данных официальной статистики Росстата и репрезентирует население страны по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%

В 2021 г. 32% россиян использовали свои смартфоны для бесконтактной оплаты покупок. В марте 2022 г. в России перестали работать сервисы бесконтактной оплаты со смартфонов Apple Pay и Google Pay. Samsung Pay по состоянию на момент подписания номера в печать в России продолжает работать.

96% владельцев iPhone после того, как Apple Pay перестал работать в России, использовали оплату покупок банковской картой. При этом 40% опрошенных стали гораздо чаще оплачивать покупки наличными. Лишь 4% начали использовать смартфон на ОС Android и продолжили пользоваться бесконтактной оплатой с помощью мобильного устройства, так как для таких гаджетов оплата через NFC доступна не только с помощью переставшего работать в России Google Pay.

Таблица 1. «Вы сказали, что у Вас iPhone и Вы оплачивали ранее покупки бесконтактным способом – через Apple Pay. Как Вы стали оплачивать покупки сейчас, когда Apple Pay перестал работать в России?»*

в % от опрошенных владельцев iPhone, которые ранее оплачивали покупки через Apple Pay

%
Стали оплачивать покупки пластиковой банковской картой96
Стали оплачивать покупки наличными40
Купили/начали использовать телефон на ОС Android и продолжили пользоваться бесконтактной оплатой через мобильное устройство4

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

Среди владельцев смартфонов на Android в качестве альтернативы переставшей работать в России Google Pay также наиболее популярна оплата банковской картой (этот способ назвали 63%). Оплате наличными стали отдавать предпочтение 35%. Почти треть опрошенных, использующих смартфоны на Android для бесконтактной оплаты (31%), перешли на сервис оплаты Mir Pay. 7% используют Samsung Pay.

Таблица 2. «После того, как сервисы бесконтактной оплаты (Apple Pay, Google Pay и др.) приостановили работу в России, Вы столкнулись с неудобствами в оплате покупок, поменяли привычные Вам способы оплаты покупок?»*,

в % от опрошенных владельцев смартфонов на Android, которые ранее оплачивали покупки бесконтактно с помощью смартфона

%
Перешли на оплату покупок пластиковой банковской картой63
Перешли на оплату наличными35
Стали использовать Mir Pay31
Используете Samsung Pay7
Другим способом5

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

Возможность оплаты покупок бесконтактным способом с помощью мобильных устройств важна для половины россиян (51%). Прежде всего хотели бы иметь возможность платить за товары и услуги с помощью смартфона, «умных» часов или браслета молодые люди в возрасте 18-24 лет (76%).

49% россиян не хотели бы оплачивать покупки бесконтактно с помощью мобильных устройств. Чем старше опрошенные, тем выше среди них доля тех, кто отказывается от такой возможности: 51% – среди россиян 35-44 лет, 58% – среди граждан 45-59 лет, 60% – среди пожилых людей старше 60 лет.

Основная причина, по которой россияне не хотят оплачивать товары и услуги бесконтактно с помощью мобильных устройств – нежелание менять свои привычки (назвали 49% опрошенных, отказывающихся от подобного способа оплаты). Более трети (35%) считают такой вид оплаты небезопасным из-за возможных утечек персональных данных, еще 28% опасаются технических сбоев. Также в число причин отказа от возможности бесконтактной оплаты с помощью мобильных устройств вошли неудобство и сложность платежных сервисов (подробнее – в таблице 4).

«За последние годы мы привыкли к тому, что смартфон является полноценным цифровым кошельком, в котором хранятся доступы к банковским счетам, сами платежные карты, билеты на транспорт, страховые полисы, — говорит эксперт НАФИ Владимир Гриценко. — Отключение мобильных платежных систем, удаление приложений банков, попавших под санкции, стали неприятными сюрпризами для пользователей смартфонов в России.

Пользователи техники Apple остались без возможности совершать бесконтактные покупки на iPhone, при этом владельцы смартфонов на Android могут использовать различные сервисы для бесконтактной оплаты, они не ограничены только Google Pay. Также на Android доступны альтернативные магазины приложений, что делает эту систему более удобной для российского пользователя в текущей ситуации.

Использование новых платежных сервисов и установка банковских приложений из альтернативных магазинов приложений требуют определенного уровня цифровой грамотности пользователя. Нужно не только найти, установить и настроить соответствующее приложение, но и проследить, чтобы это приложение было из надежного источника и не являлось инструментом мошенников».

Таблица 3. «Хотели бы Вы оплачивать покупки с помощью мобильного устройства (смартфона, часов, браслета)?»,

в % от всех опрошенных

%
Да, хотел(-а) бы51
Нет, не хотел(-а) бы49

Таблица 4. «Почему Вы не хотите оплачивать покупки бесконтактно, с мобильного устройства?»*,

в % от опрошенных, которые не хотели бы оплачивать покупки с помощью мобильного устройства

%
Не хочу менять свои привычки49
Это небезопасно35
Опасаюсь, что возникнут технические проблемы на кассе28
Это неудобно21
Это сложно, не хочу разбираться, как это делать14
Это дорого (нужно покупать другой телефон, платить комиссию и пр.)10
Другое1

 

Архив статей